Педагогический процесс как объект дескриптивного и прескриптивного анализа

"Брэсцкі край у вянку Беларусі"

 
В статье раскрывается сущность понятий: «педагогическая система», «педагогический процесс как динамическая система», «системное проектирование педагогического процесса», «педагогические закономерности», «педагогические нормы», «развитие как ценность и цель образования», «субъект профессиональной деятельности», «субъект-субъектное взаимодействие». Осуществляется критическая рефлексия структуры педагогического процесса (системообразующий компонент; закономерные связи между ценностно-целевыми, содержательными и процессуально-технологическими компонентами; системная «подстройка» компонентов системы в связи с изменением ценностно-целевых приоритетов). Содержательно представлены теоретический («сущностный») и нормативный  ракурсы педагогического процесса, а также интегрированная закономерно-нормативная модель педагогического процесса как результат дескриптивного («сущее») и прескриптивного («должное») анализа. Разграничены понятия «педагогическая закономерность» и «педагогическая норма».
 
In the article the essence of the terms “pedagogical system”, “pedagogical process as dynamic system”, “systematic projecting of the pedagogical process”, “pedagogical conformity”, “pedagogical norms”, “development as value and aim of education”, “subject of the professional activity”, “subject-subject interaction” are defined. The author undertakes critical reflection of the structure of pedagogical process (system foundation component, interaction between the components of values, aims, plot, process and technologies, systematic adjustment of the system in accordance with the changes of values and aims priorities).  The author presents the theoretical (based on the essence) and standardadised aspects of the pedagogical process as well as the intergrated model of the pedagogical process as the result of descriptive and prescriptive analysis. The definitions of “pedagogical conformity to norms” and “pedagogical standards” are clarified.

Автор: 
Северин Сергей Николаевич