УМК. Практические работы по физиологии поведения. Учебно-методическое пособие для студентов 1-го курса психолого-педагогического факультета специальности «Психология»

"А в книжной памяти мгновения войны"

Автор: 
Саваневский Н.К., Хомич Г.Е.
Год издания: 
2012
Издательство: 
БрГУ
Аннотация: 

Учебно-методический комплекс "Практические работы по физиологии поведения" представляет собой учебно-методическое пособие для студентов 1-го курса психолого-педагогического факультета специальности «Психология».
УМК предназначен для изучения студентами психологических специальностей курса «Физиология поведения» в Республике Беларусь учебным планом и программой предусмотрены не только теоретические (лекции), но также практические и семинарские занятия. Основная цель практических занятий состоит в том, чтобы помочь студентам глубже усвоить теоретический материал соответствующего раздела физиологии поведения.
Практические занятия будут способствовать:
1) углублению и расширению знаний студентов по физиологии поведения;
2) усвоению методов и приемов психофизиологических исследований;
3) выработке умения применять теоретические знания на практике, наблюдать и анализировать психофизиологические функции своего организма, умения управлять собственным поведением в процессе жизнедеятельности;
4) формированию навыков самостоятельного получения экспериментальных данных, их анализа, обобщения и математической обработки, формулировки корректных выводов об уровне протекания тех или иных процессов в организме человека;
5) овладению приемами работы с некоторой физиологической аппаратурой, формами иллюстрации полученных в эксперименте результатов – составлению таблиц, графиков и т.д.;
6) вовлечению студентов в учебно-исследовательскую работу на учебных занятиях и развитию интереса к научно-исследовательской работе.
Тематика практических работ, изложенных в учебном пособии соответствует фактически всем программным разделам курса «Физиология поведения». Естественно, охватить все известные методы психофизиологических исследований в отведенные учебной программой часы не представляется возможным и не является необходимым. В пособие включены только основные методы наблюдения, самоанализа и экспериментального исследования, большинство из которых не требуют наличия сложной аппаратуры и могут быть использованы выпускниками-психологами в своей будущей практической работе. Ценность того или иного метода исследования определяется не его сложностью, а возможностью получать корректные данные, позволяющие дать четкое и ясное представление об исследуемой функции органа, психофизиологическом процессе в организме.
В пособии «Практические работы по физиологии поведения» приведено 77 работ. Число их несколько превышает то количество, которое может быть выполнено студентами во время аудиторных часов, отведенных учебным планом на практические занятия. У преподавателя имеется возможность выбрать те работы, проведение которых он может лучше обеспечить. Некоторые тестовые задания могут быть предложены студентам для выполнения в качестве домашней работы.
Большинство представленных в данном пособии методик исследования предполагает работу студентов в паре, члены которой поочередно становятся испытуемым и экспериментатором. Некоторые работы выполняются студентом индивидуально, а полученные данные сравниваются с имеющимися физиологическими нормами или со средними результатами, рассчитанными для группы студентов. Ряд работ предназначен для демонстрации эксперимента преподавателем.
Эффективное выполнение практических работ зависит от их правильной организации. Каждому занятию должна предшествовать самостоятельная домашняя работа студентов по изучению теоретического материала раздела, по которому будут проводиться практические работы. С целью закрепления и творческого осмысления изучаемых тем в пособии перед каждой из пяти глав приведены основные и контрольные вопросы, ответы на которые студент должен проработать до проведения психофизиологических экспериментов.
Каждому разделу пособия и многим отдельным работам предшествуют теоретические сведения по конкретным изучаемым в эксперименте вопросам, что позволяет лучше понять специфику и задачу проводимого исследования.
Весь материал пособия распределен по пяти главам: «Управление движениями», «Сенсорные системы», «Эндокринная система», «Нервная система», «Высшая нервная деятельность человека». Для лучшего понимания методики эксперимента и анализа полученных результатов текст иллюстрирован 38 рисунками и 22 таблицами.
Перед описанием хода выполнения в каждой из работ указываются оборудование, необходимое для ее проведения, и объект исследования в тех опытах, где эксперимент проводится не на человеке. Название работы, оборудование, необходимое к ее выполнению, ход работы, полученные данные и сформулированные на их основе выводы должны быть зафиксированы студентом в тетради. Работа считается выполненной после того, как студент получит необходимый результат и даст ему теоретическое объяснение.
Авторы