В помощь студенту-практиканту: второй иностранный язык

Автор: 
А. В. Гойнаш, Г. В. Нестерчук, О. П. Шкутник
Год издания: 
2009
Издательство: 
БрГУ
Аннотация: 

Данные методические указания предназначены для студентов факультета иностранных языков по организации педагогической практики по второму иностранному языку в средней школе.

Основная функция иностранного языка как школьного учебного предмета состоит в том, чтобы учащиеся овладели иностранным языком как средством общения для развития взаимопонимания и взаимодействия с другими народами, с их национальными культурами и для приобщения к мировой культуре. Иностранный язык выступает также как важное средство развития способностей и восприятия школьников, их общеобразовательного потенциала, а также культуры общения.

Методологическую основу обучения иностранным языкам в школах составляют идеи и положения таких современных методических подходов, как коммуникативный, проблемный, социокультурный и др. В качестве ведущего в Республике Беларусь выступает коммуникативный системно-деятельностный подход, который предусматривает реализацию принципов подчиненности всего процесса обучения достижению коммуникативной цели в единстве с реализацией практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач; сочетания практической направленности с систематизацией языкового и речевого материала; личностной ориентации обучения; соизучения языка и культуры; аутентичности в отборе и организации учебного материала; взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности; опоры на родной язык и учета особенностей родной культуры учащихся; активной познавательной деятельности самих обучаемых; учета и моделирования в учебном процессе будущей речевой деятельности.

Важной задачей обучения практическому владению иностранным языком в школах является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельной работы над языком и самостоятельного применения приобретенных знаний в новых ситуациях. В этой связи необходимо, чтобы учащиеся овладевали стратегиями и приемами учения, наиболее отвечающими их личностным особенностям. Выработке индивидуального стиля учебной деятельности способствует использование проектной работы, современных информационных технологий, различных видов раздаточного материала.

Проблема подготовки учителей иностранного языка приобрела сегодня новое содержание в связи с изменениями парадигмы образования, ориентированной на развитие личности участников образовательного процесса. Одной из эффективных форм подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности является педагогическая практика, служащая связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей профессиональной деятельностью в образовательной сфере.

Представляя собой составную органическую часть учебно-воспитательного процесса и ведущее звено в системе формирования у будущего учителя профессиональных умений и навыков, она, вместе с тем, является и важной формой целенаправленной творческой деятельности, в которой с наибольшей силой проявляется познавательная активность студентов. За время педагогической практики студенты имеют возможность собрать практический материал для курсовых и дипломных проектов, применяя эксперимент как метод исследования, а также познать и оценить степень готовности к самостоятельной работе, понять сущность педагогического труда, приобрести опыт, необходимый для осмысления своей будущей профессии и подготовки к творческой работе в качестве учителя.

Общей целью организации педпрактики является формирование у будущего учителя общепедагогической профессиональной компетенции как совокупности профессионально значимых качеств личности, а также профессионально значимых знаний, умений и навыков. В содержательный компонент педпрактики включено последовательное формирование, развитие и саморазвитие профессионально значимых качеств личности учителя иностранного языка: инициативности, ответственности, общительности, рефлексии путем реализации когнитивного, деятельностно-творческого и личностного компонентов. Реализация содержательного компонента модели педпрактики предусматривает использование нетрадиционных форм и методов ее организации, руководства, подведения и анализа итогов, использования методов активного обучения.
 
Скачать электронный вариант методических указаний «Педагогическая практика по второму иностранному языку»: здесь...

Тип УММ: