Нормативно-критериальный, критико-рефлексивный и системно-модельный подходы к пониманию сущности и генезиса парадигмы педагогического исследования как методологической модели научной рациональности

 
В статье раскрываются тенденции развития методологии науки, методологии социально-гуманитарных наук, методологии педагогики, сущность нормативно-критериального, критико-рефлексивного и системно-модельного подходов к проектированию моделей научной рациональности, а также сущность, структура, функции парадигмы педагогического исследования как методологической модели научной рациональности, как интегрированной нормативно-критериальной  системы научно-педагогического исследования; рассматривается парадигма как «открытая» динамическая нормативная система, объект методологической рефлексии и методологическое основание управления качеством научных исследований в сфере образования; акцентируется внимание на субъективно-иррациональном компоненте парадигмы.
 
In the article the main tendencies of the development of methodology of science, methodology of social and humanitarian sciences, methodology of pedagogics, the essence of the normative and criteria, critical-reflexive and system and modeling approaches to projecting models of scientific rationality are described. The author focuses on the essence, structure, the function of paradigm of the pedagogical research as a methodological model of scientific rationality, as an integrated normative and criteria system of scientific and pedagogical research; the article deals with the paradigm as an “open” dynamic normative system, the object of methodological reflexion and methodological basis for governing the quality of scientific research in the educational sphere; the attention is paid to the subjective-irrational component of the paradigm.

Автор: 
Северин С.Н.